Иван Цветков и его галерея

К 175-летию коллекционера

Иван Евменьевич Цветков и его галерея

В апреле 2020 года исполняется 175 лет со дня рождения известного коллекционера Ивана Евменьевича Цветкова (1845 — 1917), основателя частной художественной галереи в Москве. Он родился в семье сельского священника Алатырского уезда Симбирской губернии. Образование получил сначала в Алатырском духовном училище и Симбирской гимназии, а затем в Московском государственном университете на математическом факультете. По окончании университета поступил в Московский акционерный земельный банк, где прошел путь от бухгалтера до члена Оценочной комиссии банка, а с 1895 года и до конца жизни был ее бессменным председателем.

Начало собирательства И. Е. Цветкова относится к рубежу 1870-х — 1880-х годов. Он отдавал предпочтение графике и живописи современных ему художников-передвижников (И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и других), а также работам русских мастеров ХVIII — начала ХIХ века (В. Л. Боровиковского, А. Г. Венецианова, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского). В его коллекционерские пристрастия входили бытовые жанровые сцены, пейзажи, виды старой Москвы и других русских городов, автопортреты художников. Коллекция И. Е. Цветкова насчитывала около 2000 произведений графики, живописи, скульптуры работы русских мастеров. По словам А. В. Бакушинского, И. Е. Цветков «оказался обладателем богатейшего в Москве — а может быть, и вообще в России, — собрания рисунков русских мастеров, охватывающего развитие этого вида художественного творчества приблизительно в течение полутора веков». Созданная им Цветковская галерея была заметным явлением художественной жизни Москвы.

Коллекция И. Е. Цветкова размещалась в двухэтажном особняке на Пречистенской набережной, построенном в псевдорусском стиле в 1898 — 1901 годах по рисункам и указаниям В. М. Васнецова. (Здание сохранилось, в настоящее время там располагается резиденция военного атташе Франции). Цветковская галерея была открыта как общедоступный музей с 1909 года — момента ее передачи владельцем в дар городу Москве.

После закрытия Цветковской галереи в 1926 году вся коллекция графики (около 1500), около ста произведений живописи, а также архив собирателя поступили в Третьяковскую галерею. Более 300 картин были переданы в Государственный музейный фонд и затем распределены по областным и республиканским музеям. В региональные музеи были выданы также почти 150 листов графики.

Выставка «Иван Цветков и его галерея» чрезвычайно актуальна и в связи с разработкой концепции и проектированием Музея московских коллекционеров, который будет создан в доме Рябушинских в Москве (3-й Голутвинский пер., д. 8/10, стр. 1). Экспозиция нового музея будет посвящена деятельности известных московских коллекционеров, собиравших произведения искусства, истории коллекционирования, судьбам коллекций. Музей московских коллекционеров станет частью ожерелья «малых музеев» Третьяковской галереи, его открытие запланировано в 2023 — 2024 году.

И. Е. Цветков и его коллекция. Хроника

1845

28 апреля

Родился в селе Астрадамовка Алатырского уезда Симбирской губернии в бедной семье потомственного священника.

1862 — 1863

Обучение в Симбирской духовной семинарии.

1864 — 1866

Обучение в Симбирской гимназии.

1868 — 1869

Обучение на математическом факультете Казанского университета.

1869–1873

Обучение на математическом факультете Московского университета, защищает диссертацию на тему «Интегрирование линейных уравнений с постоянными коэффициентами».

1871

Знакомится с собраниями Голицынского и Румянцевского музеев в Москве.

1872

Лето

Отправляется с семьей князя И. А. Гагарина в Женеву. Осматривает картинные галереи Вены и Берлина.

1873

Посещает вторую выставку ТПХВ в Харькове, которую считал своим первым знакомством с современной русской живописью.

1874

Январь

Работает бухгалтером в Московском земельном банке.


Июнь

Начинает посещать галерею Павла Михайловича Третьякова.

1876

Апрель

Получает место агента по оценке имущества, предоставлявшегося Московскому земельному банку в качестве залога.

1877

С этого года совершает ежегодные поездки в Санкт-Петербург для осмотра картин в Эрмитаже и Кушелевской галерее, посещения музея Академии художеств и выставок русского искусства.

1877

Первые приобретения в коллекцию живописи.

1881

Приобретает картину «Сказитель былин Никита Богданов» (1876, Государственная Третьяковская галерея) Поленова, которую впоследствии будет считать началом своего собрания русской живописи.

Начало 1880-х

Становится членом МОЛХ.

1886

Покупает особняк в Кривоарбатском переулке.

Конец 1880-х

Знакомство с П. М. Третьяковым.

1890

Апрель

Назначен членом оценочной комиссии банка.

1892

Приобретает всего 11 картин, исключительно русской школы. В течение 1890-х почти вся европейская живопись покинула цветковское собрание, иногда она выменивалась на русские картины.

1892 — 1898

Регулярно общается с П. М. Третьяковым, И. С. Остроуховым, обмен художественными новостями и книгами.

1895

Назначен председателем оценочной комиссии Московского земельного банка.


Осень

Поездка с коллекционером С. С. Шайкевичем за границу для изучения живописи и рисунков старых мастеров (Вена, Венеция, Рим и др.).

1899

8 июня

Избран сроком на три года в Совет Третьяковской галереи, образованный после смерти ее основателя, вместе с И. С. Остроуховым и В. А. Серовым.


Осень

Покупает землю на Пречистенской набережной.

1900

Сентябрь

Избран Московской городской думой попечителем Александровско-Смоленского училища.

1901

Размещает свою коллекцию в построенном доме на Пречистенской набережной.


27 сентября

Избран председателем МОЛХ (до 1905).

1903

За свой счет устраивает для студентов 1-го общежития Московского университета имени Николая II классы рисования и живописи для желающих. Уроки рисования давались до 1905 года.


27 августа

Представляет на заседании Совета первую в Третьяковской галерее экспозицию икон при участии Н. П. Лихачёва, Н. П. Кондакова, В. М. Васнецова и И. С. Остроухова.


27 октября

Избран действительным членом Академии художеств.

1904

Цветков издает и раздает бесплатно знакомым «Перечень» картин и рисунков своего собрания.

1909

Передает свою коллекцию (300 картин, 1200 рисунков) и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве. После передачи галереи городу с мая по декабрь покупает для нее еще 11 картин.

1911

Февраль

В журнале «Русская старина» опубликована биография Цветкова, написанная И. И. Янжулом (воспоминания, написанные Цветковым для Янжула, появились еще в 1909).

1915

Публикует последнюю прижизненную опись своего собрания («Перечень художественных произведений Цветковской галереи»), в которой значится 1819 произведений.

1917

18 февраля

Умирает от грудной жабы.


16 августа

Комиссия городской думы делает Цветковскую галерею самостоятельным музеем, доступным для посещения.

1926

В Государственную Третьяковскую галерею поступает коллекция рисунков и живописи, личный архив и библиотека Цветкова; часть собрания живописи (свыше 100 картин) осталась в Галерее, на протяжении нескольких последующих лет свыше 300 картин переданы в Государственный музейный фонд и распределены по другим музеям страны.

Виртуальный тур по Цветковской галерее

Коллекция Цветкова размещалась в двухэтажном особняке на Пречистенской набережной, построенном в псевдорусском стиле в 1898–1901 годах по рисункам и указаниям В. М. Васнецова (здание сохранилось). Цветковская галерея была открыта как общедоступный музей (по предварительной записи для специальных групп) с 1909 года — момента ее передачи владельцем в дар городу Москве.

Картины были развешаны в залах по хронологическому принципу, причем в парадных залах второго этажа размещались картины художников-современников коллекционера, а в более камерных комнатах первого этажа – произведения более раннего периода - второй половины ХVIII – первой половины ХIХ века. Графика хранилась в специальных папках, в шкафах, чтобы рисунки были скрыты от света.

В отделе кино- и фотодокументов Третьяковской галереи сохранились уникальные фотографии начала ХХ века с видом каждого зала Цветковской галереи, как это было при самом владельце. Причем, особняк служил картинной галереей и, одновременно, жилым домом владельцу, поэтому на фото можно увидеть гостиные, кабинет, спальню. Эти фото использованы в виртуальном туре по Цветковской галерее, что сделано впервые и является уникальной выставочной мультимедийной программой.

Вид на Цветковскую галерею с Пречистенской набережной
Вид на Цветковскую галерею с Москвы-реки
Вид на Цветковскую галерею с Курсового (Нижнего Лесного) переулка
Вестибюль Цветковской галереи.
Слева – Анна Федоровна, жена И. Е. Цветкова
Вестибюль. Картины, размещённые на лестнице, ведущей в галерею
Верхний этаж, кабинет
Уголок кабинета
И. Е. Цветков в кабинете в галерее
Уголок кабинета
И. Е. Цветков в своей галерее. Верхний этаж, гостиная после кабинета
Верхний этаж, гостиная после кабинета
Один из залов галереи
Гостиная. Живопись ХVIII – первой половины ХIХ века
Нижний этаж. Столовая. 1904 (?)
Нижний этаж. Одна из гостиных
Нижний этаж. Одна из гостиных
Нижний этаж. Спальня. 1904 (?)
Нижний этаж. Умывальная
Вид на Цветковскую галерею с Курсового (Нижнего Лесного) переулка
Постройка во дворе дома Цветкова с Курсового (Нижнего Лесного) переулка
Позади – склад гнутой мебели фабрики братьев Тонет

Живопись ХVIII – первой половины ХIХ века

В своих воспоминаниях И. Е. Цветков указал на три периода своего коллекционерства, по десятилетию в каждом. С 1881 по 1891 год собиратель приобретал сравнительно немного картин, в основном, при случайных распродажах, недорого. Покупал по своему вкусу, без цели формировать коллекцию. С 1891 по 1901 год Цветков задумал составить небольшую коллекцию, что-то вроде хрестоматии живописи. Для этого он написал план будущего коллекционерства, в котором определил, какие художники должны считаться самыми крупными представителями своего времени и каким родом живописи, наиболее характерным, каждый из них должен быть представлен в его собрании. С весны 1901 года, с переездом в новый дом на Пречистенскую набережную, коллекционер активнее занялся комплектованием своего собрания и систематизацией в развеске галереи.

Произведения живописи ХVIII – первой половины ХIХ столетия значительно уступали цветковской коллекции графики по количеству, но нисколько не уступали по подбору громких имен и уровню исполнения полотен. Это портреты А. П. Антропова, В. Л. Боровиковского, Г. И. Угрюмова, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, А. Г. Варнека, С. К. Зарянко; пейзажи С. Ф. Щедрина, А.Е. Мартынова, М. Н. и С. М. Воробьевых, К. И. Рабуса, А. Н. Мордвинова, братьев Г. Г. и Н. Г. Чернецовых и даже этюд А. А. Иванова. Самыми многочисленными в коллекции оказались жанровые портреты В. А. Тропинина (20) и А. Г. Венецианова (18), часто исполненные в народных костюмах («Хохол» и «Хохлушка», «Портрет симбирского купца В. М. Яковлева» кисти В. А. Тропинина; «Крестьянка в синем сарафане», «Кормилица с ребенком», «Портрет жены Марфы Афанасьевны в русском костюме» А. Г. Венецианова). Очевидно, в этом пристрастии коллекционера к народным типам и национальному костюму сказались его собственное происхождение из народной среды и патриархальное воспитание.

Помимо портретов и пейзажей в собрании нашли место жанровые композиции («Крестины» И. Ф. Тупылева, «Сборы на охоту» Е. Ф. Крендовского, «Рассказ старика-солдата» Л. К. Плахова), картины, посвященные религиозным сюжетам («Иосиф и жена Пантефрия» и «Явление ангела пастухам» А. Е. Егорова, «Богоматерь с младенцем в розах» и «Святая великомученица Александра» Ф. А. Бруни). Более редки в коллекции аллегорические картины («Сатир и вакханки» М. И. Скотти, «Пробуждение граций» Ф. А. Бруни) и исторические полотна («Смерть Алкивиада» Я. Ф. Капкова) и совсем отсутствуют натюрморты (хотя могли бы вызвать интерес собирателя работы И. Ф. Хруцкого и Ф. Г. Торопова).

Помимо картин крупных мастеров он приобретал и произведения малоизвестных художников, как например: «Крестьянское семейство перед обедом» Ф. Г. Солнцева.

Согласно своим вкусам и пристрастиям, уровню художественной образованности и жизненным возможностям И. Е. Цветков, подобно П. М. Третьякову и И. С. Остроухову, создал музей русской живописи и графики, который явился большим вкладом в изучение отечественной культуры.

Н. Г. Преснова

Живопись второй половины ХIХ – начала ХХ века

На формирование вкуса Цветкова как коллекционера русского искусства влияло посещение галереи Третьякова (начиная с 1874), передвижных выставок Товарищества и МОЛХ.

В 1881-1891 годах Цветков, одновременно обзаводясь картинами старых европейских и русских мастеров, покупал картины В. В. Верещагина, А. А. Киселева, И. И. Левитана, Ф. А. Васильева и др. Лишь немногие приобретения 1880-х годов остались впоследствии в собственности Цветкова (среди них – полотна «Сказитель былин Никита Богданов» В.Д. Поленова, «Сатиры в Аркадии счастливой» В. Г. Худякова, «Поздравление молодых помещиком» Г. Г. Мясоедова). С конца 1880-х в собрании стали появляться работы В. Е. Маковского, Н. В. Неврева, В. И. Сурикова, И. М. Прянишникова - друзей Цветкова, чье творчество интересовало его и в последующие годы.

Благодаря посредничеству В. Е. Маковского в конце 1880-х годов Цветков познакомился с П. М. Третьяковым. В 1890-е годы расширялись контакты коллекционера с московскими и петербургскими живописцами, формировался «золотой фонд» работ передвижников, любимых Третьяковым (В. Г. Перова, И. И. Шишкина, И. Н. Крамского, Ф. А. Васильева, К. Ф. Гуна, В. М. Максимова и др.), собирательство постепенно обретало целенаправленный характер.

В отличие от Третьякова Цветков принципиально не стремился к приобретению многих работ одного автора. Декларируемый Цветковым принцип репрезентативности собрания («моя скромная коллекция послужит маленьким конспектом, по которому легко проследить почти всю историю развития русской живописи») имел исключения. В галерее Цветкова преобладали полотна В. Е. Маковского (22 картины), И. Е. Репина (19 картин).

Близкий к ранним передвижникам Цветков приобретал работы К. В. Лемоха, А. И. Корзухина, А. И. Литовченко, Н. Е. Шустова, К. Е. Маковского, учеников И. М. Прянишникова (А. М. Корин и В. И. Комаров, исполнившие также портреты Цветкова с натуры), В. Е. Маковского (В. А. Кузнецов, Н. П. Богданов-Бельский), друзей Маковского (И. И. Творожников) и К. А. Савицкого (Н. К. Грандковский) и др. На рисовальных вечерах МОЛХ Цветков проявлял особенный интерес к работающим художникам, стремясь увидеть в каждом индивидуальное начало.

Характерной чертой собрания Цветкова было значительное количество этюдов и эскизов художников-современников, подходивших по размеру для небольшого дома коллекционера. В его собрании имелись ранние эскизы картин «Боярыня Морозова» Сурикова, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» В. М.Максимова и др., а также эскизы к ненаписанным картинам. Предметом интереса Цветкова становились и авторские повторения. Среди них были и заказы самого коллекционера (доработанная Савицким в 1893 картина «Темные люди» (1874), его же полотно «Встреча иконы»).

Строительство дома на Пречистенской набережной (1901) позволило Цветкову приобрести ряд больших картин, в том числе парадные и полупарадные портреты. Начиная с середины 1900-х в собрании Цветкова сложилась галерея изображений художников, певцов и артистов, ученых и писателей. В 1900-е Цветков наверстывал количество современных картин в своем собрании. Стараясь быть в курсе новых веяний, он покупал работы К. Ф. Юона, К. А. Коровина, В. А. Серова, М. В. Нестерова.

Е. Д. Евсеева

Рисунки в Цветковской галерее

В обширном художественном собрании И.Е. Цветкова графические произведения русских мастеров и иностранцев, работавших в России, составляют не только самую многочисленную, но и самую ценную его часть. Интересно, что и начало собранию было положено именно произведением графики. Первый, приобретенный в 1875 году в железной лавке на Арбате, рисунок И.А. Акимова «Сатурн» Иван Евменьевич называл «краеугольным камнем» всей своей коллекции.

Собирать рисунок Цветков начал в тот благоприятный период, когда другие коллекционеры, в том числе и П.М. Третьяков, интересовались им мало. Цветкову же, как вспоминал он спустя годы, «пришла счастливая мысль заняться собиранием рисунков <…>, сделанных русскими художниками». Увлеченность и целеустремленность в осуществлении своей мечты о такой коллекции позволили Цветкову по прошествии более трех десятилетий стать обладателем богатейшего собрания. Входящие в него работы XVIII – начала XX столетий включают разнообразный интереснейший материал – этюды, эскизы и наброски живописных полотен, самостоятельные произведения всех жанров – пейзажи, портреты, композиции на исторические, мифологические и бытовые сюжеты, аллегории и натюрморты, выполненные в различных техниках. Среди лучших – карандашные и перовые рисунки, акварели, гуаши, пастели Ф.М. Матвеева, А.О. Орловского, Дж. Кваренги, К.П. Брюллова, П.А. Федотова, М.Н. Воробьева, П.Ф. Соколова, В.А. Тропинина, А.К. Саврасова, В.Г. Перова, В.Е. Маковского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, В. М. Васнецова, И.И. Левитана, В.А. Серова и многих других.

В 1925 году это почти полуторатысячное собрание стало основой фонда графики Третьяковской галереи. Рисунки, так любимые Иваном Евменьевичем Цветковым, регулярно экспонируются на выставках и продолжают радовать всех, интересующихся этим видом изобразительного искусства.

М. В. Крылова

Скульптура в Цветковской галерее

К 1915 году (моменту опубликования Перечня коллекции) в собрании И. Е. Цветкова насчитывалось 38 скульптур. В 1927 году, при расформировании Цветковской галереи, все они поступили в собрание Третьяковской галереи. В последующие два года, когда по приказу Наркомпроса РСФСР было проведено перераспределение коллекции, в Третьяковской галерее осталось всего 14 произведений, но достаточно разнообразных по своему образно-пластическому строю.

Коллекция скульптуры в собрании Цветкова неоднородна. Коллекционер покупал произведения, которые, с одной стороны, имели практическое значение, а с другой - служили декоративным украшением интерьера: вазы, часы, подсвечники, чернильницы, статуэтки. Приобретая бронзовую пластику, он выбирал произведения популярного скульптора второй половины XIХ века Е.А. Лансере. В коллекции Цветкова насчитывалось 12 произведений мастера, среди них: две камерные статуэтки «Царский охотник XVI века» (1870-е, ГТГ) и «Гонец времени Ивана Грозного» (1870-е, ГТГ), исполненные на литейном предприятии Ф. Шопена, вероятно, с участием в отливке этих моделей самого Лансере. «Гонец времени Ивана Грозного» выполнен скульптором, когда он работал над моделями, изображавшими персонажей повести А. К. Толстого «Князь Серебряный», с оглядкой на картину популярного живописца В. Г. Шварца «Гонец XVI века» (1868, ГТГ). Украшением своей коллекции Цветков считал гарнитур для письменного стола работы Е. А. Лансере (конец 1870-х, бронза, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой). Среди предметов малой пластики показательны работы – анималиста Н. И. Либериха «Лежащая собака» (1865. Бронза, ГТГ), Н. Е. Сверчкова «Собака у конуры» (1860-е, бронза, ГТГ), В. Я. Грачева «Деревенская идиллия у колодца» (1890-е, бронза), уменьшенные повторения памятников «Героям Отечественной войны 1812 года» и «Иван Сусанин» (неизвестная мастерская, 1840—1850-е, бронза, ГТГ).

С 1890-х годов коллекция И.Е. Цветкова начала пополняться портретами известных творческих личностей. Особенно значим портрет баснописца И. А. Крылова работы С. И. Гальберга (1830, гипс, ГТГ). Коллекционер приобретал портреты и своих современников. В 1911 году купил статуэтку И. Я. Гинцбурга «Художник В.В.Верещагин за работой» (1892, бронза, Ивановский областной художественный музей). По рекомендации В. Е. Маковского Цветков приобрел его портрет (1906, бронза, ГТГ) у скульптора В.А. Беклемишева в 1906 году. В 1914 году коллекция Цветкова пополнилась еще одним бюстом В. Е. Маковского (1913, гипс тонированный, ГТГ), выполненным Р. Бахом. В 1902 году Цветков заказал свой портрет московскому скульптору, руководителю скульптурной мастерской МУЖВЗ С.М. Волнухину (1902, бронза, ГТГ), а спустя шесть лет и В. А. Беклемишеву (1909, бронза, ГТГ). Благодаря настойчивости Цветкова был сделан перевод в бронзу гипсового портрета И. Е. Репина работы В. М. Васнецова (1880, бронза, ГТГ).

В 1908 году Цветковым было приобретено уменьшенное повторение известной статуи «Петр I» (1870, бронза, Самарский областной художественный музей) скульптора М. М. Антокольского. Существует много повторов, хранящихся в музеях и частных собраниях. Однако данный отлив был выполнен на фабрике Ф. Барбедьена, изделия которой отмечали наградой на каждой всемирной выставке, так как отличное качество, точность и изящество бронзовых работ всегда привлекали внимание публики. В 1910 году Цветков приобрел уменьшенный повтор статуи «Гладиатор на арене» П.А. Велионского (1882, бронза, ГТГ). За эту скульптуру автор был удостоен звания академика и награжден золотой медалью. Скульптура была очень популярна и многократно тиражировалась в бронзе.

На протяжении всего периода собирательства Цветков понимал, что коллекционирование скульптуры — очень сложная задача. Благодаря длительным поискам, немалым затратам, а также рекомендациям П. М. Третьякова, И. Е. Репина, В. Е. Маковского и В. А. Беклемишева, каждая приобретенная Цветковым скульптура находила свое достойное место. Сегодня, когда произведения Цветковской галереи стали неотъемлемой частью собрания Третьяковской галереи, коллекция Цветкова — значимое дополнение к собранию скульптуры второй половины XIХ – начала ХХ века.

Е. А. Никольская

Архив И. Е. Цветкова

По материалам отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи

Весной 1922 года начался процесс объединения Городской Цветковской галереи и Государственной Третьяковской галереи, продлившийся несколько лет. В результате этого объединения Третьяковская галерея пополнилась не только коллекцией художественных произведений, собранной И. Е. Цветковым, но и его архивом и библиотекой. Архив состоял из записных книжек, личных заметок и автобиографических сведений основателя галереи, писем художников, фотографий, научных описаний художественных произведений, составленных сотрудниками галереи, статей, планов и чертежей здания на Пречистенской набережной. Из поступивших материалов в архиве ГТГ был сформирован личный фонд И. Е. Цветкова № 14.

В связи с решением о централизации архивного дела, в 1941 году большая часть фонда И. Е. Цветкова была передана в Центральный Государственный Литературный архив (ныне РГАЛИ), где и хранится в фонде № 904.

Сейчас в личном фонде И. Е. Цветкова в отделе рукописей ГТГ хранятся: письма самого коллекционера и разных лиц к нему; визитные карточки И. Е. Цветкова, В. М. Васнецова, И. Е. Репина, Н. Н. Врангеля и др.; газетные вырезки со статьями о коллекционере и галерее; каталог картин и рисунков собрания И. Е. Цветкова 1904 года; списки произведений, принадлежащих Цветкову, составленные самим коллекционером; эскизы и чертежи проекта дома на Пречистенской набережной, построенного в 1898 — 1901 годах для размещения коллекции И. Е. Цветкова, выполненные Л. Н. Кекушевым, В. Н. Башкировым, В. М. Васнецовым, и эскизы мебели и деталей интерьера; фотографии И. Е. Цветкова индивидуальные и в группах; и пр.

Основную часть фонда составляет обширная переписка И.Е. Цветкова с художниками, коллекционерами, общественными деятелями и пр., например: П. М. Третьяковым, А. П. Бахрушиным, Н. П. Собко. Особенно интересна переписка собирателя с художниками. В фонде есть письма В. М. и А. М. Васнецовых, В. Е. Маковского, В. М. Максимова, В. А. Беклемишева, И. Э. Грабаря, С. М. Волнухина, В. Д. Поленова, В. В. Переплетчикова, К. А. Савицкого, В. А. Серова, В.И. Сурикова, И. Е. Репина, и др. В этих письмах речь идет о произведениях, выставках, встречах и пр.

В фонде № 14 можно увидеть письма людей, с которыми И. Е. Цветков был связан по собирательской деятельности и по работе в Совете Третьяковской галереи, например, И. С. Остроухова, князя В. М. Голицына, Н. П. Вишнякова.

Интересно общение собирателя с давними друзьями: юристом и коллекционером С. С. Шайкевичем и профессором Московского университета, историком и экономистом И. И. Янжулом и его семьей. С ними Цветков обсуждает дела в Третьяковской галерее, покупку картин в свою коллекцию, обустройство нового дома, а также политическое положение в обществе.

Большое место в личном фонде Цветкова занимает его дружеская переписка с В. Е. Маковским. Художник давал коллекционеру советы, высказывал личное мнение о произведениях и выставках. Общение с В. Е. Маковским оказало серьезное влияние на формирование коллекции И. Е. Цветкова.

В фонде делопроизводства ГТГ находятся документы по истории Цветковской галереи, дающие представление о том, как развивалась галерея после смерти коллекционера; временам, когда она стала общедоступным музеем, а позднее влилась в Третьяковскую галерею.

Собранные в отделе рукописей документы – это очень ценный материал, представляющий исследователю возможность погрузиться в ту обстановку, в которой жил коллекционер, проследить его связи с художниками и друзьями, понять непростой характер этого неординарного человека, узнать, как формировалось и пополнялось богатейшее собрание русского искусства.

И. М. Ладыгина

О библиотеке И. Е. Цветкова

В 1926 году вместе с графической коллекцией и живописным собранием в Третьяковскую галерею поступила небольшая часть личной библиотеки Ивана Евменьевича Цветкова, купленная у его вдовы. Иван Евменьевич Цветков родился в семье священника небольшого бедного прихода. Когда мальчику исполнилось 11 лет, родители отправили его учиться в Алатырское духовное училище, а затем в Симбирскую семинарию. Обучение в этих заведениях было весьма посредственным, сопровождалось сечением розгами, а условия проживания оказались просто нищенскими — небогатые родители не имели возможности материально помогать юному Цветкову. Тяжкое существование, которое он сравнивал с каторжным, скрашивало чтение.

«Подружившись с книгой, я быстро стал развиваться. Чтение разных историй и рассказывание их развили мою память и умение выражать свои мысли», - вспоминал Цветков. С большим интересом им были прочитаны произведения русских и зарубежных классиков.

Упорный труд, решительность и твердость воли способствовали поступлению юного Цветкова в гимназию и получению университетского образования. В гимназические и студенческие годы Цветкову часто приходилось «питаться хлебом с селедкой и чаем», так как заработанные уроками деньги уходили на книги и сапоги; голодать представлялось легче, чем просить денег взаймы. Все вечера Цветков посвящал самообразованию, которое считал выше всех других занятий. «Я работал день и ночь над собой… Мне хотелось заняться самообразованием, а не достигать карьеры» - написал он в своих автобиографических записках.

После поездки в Европу в качестве учителя детей князя И.А. Гагарина в нем зародился «художественный инстинкт», «осмысленная страсть и потребность к художественным наслаждениям и занятиям». Со временем, достигнув благосостояния и положения в обществе, он целенаправленно осматривал как публичные, так и частные коллекции, специально ездил в Санкт-Петербург для осмотра Эрмитажной картинной галереи, а вечерами читал книги по истории искусства от античности до современности.

После окончания университета желание «принести свою долю пользы России» привлекло Цветкова к работе в Московском земельном банке, созданном с целью укрепления сельского хозяйства после отмены крепостного права. Служба в банке позволила Цветкову начать коллекционерскую деятельность, а также собирать свою личную библиотеку.

Состав книжного собрания Цветкова говорит о его разностороннем и глубоком интересе к вопросам истории культуры, изобразительного искусства и архитектуры. На некоторых книгах встречаются владельческие надписи и пометки, дарственные автографы.

Жемчужиной книжной коллекции Цветкова является старинная рукописная книга в кожаном переплете, украшенная цветными миниатюрами. Она представляет собой конволют — под одним переплетом сплетены две рукописи: «Апокалипсис» (конец XVIII – первая четверть XIX) и «Слово Палладия мниха о втором пришествии Христове, и о Страшном суде, и о будущей муке и о умилении души» (1760-1770-е годы).

З.П. Шергина

Апокалипсис. Рукопись. 1790 — 1820-е
Государственная Третьяковская галерея